Основные показатели социально-экономического развития _______________________________________________________________________________

За 2012 год деятельность районной администрации, руководителей исполнительных и хозяйственных органов Гунибского района была нацелена на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития территории. Мероприятия проводимые в районе были направлены на решение задач, выдвинутых в Послании Президента Республики Дагестан Народному Собранию РД, на повышение качества жизни и благосостояния населения, на увеличение налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет РД и местный бюджет, расширение налогового потенциала района, реализацию приоритетных национальных проектов, на борьбу с преступностью и укрепление правопорядка в районе.
1. Общие сведения о территории МО «Гунибский район»Гунибский район образовался в 1929 году. Районным центром является с. Гуниб, расположенное на левом берегу реки Кара- Койсу, на высоте 1600 м. над уровнем моря.
На территории района расположено 19 муниципальных образований, в том числе 18 сельских администраций: сельсовет «Бацадинский», село «Бухты», село «Гонода», село «Гуниб», сельсовет «Кегерский», сельсовет «Кородинский», сельсовет «Кудалинский», сельсовет «Тлогобский», село «Мегеб», село «Обох», сельсовет «Ругуджинский», село «Салта», сельсовет «Согратлинский», село «Хиндах», село «Хоточ», сельсовет «Чохский», сельсовет «Шангодинский», сельсовет «Шуланинский» и МО «Гунибский район» (Рис. 1).
Гунибский район состоит из 67 населенных пунктов, расположен во внутреннем горном Дагестане, почти в его географическом центре. Граничит с Гергебильским районом на северо-востоке, Левашинским районом на востоке, Лакским районом на юго-востоке, Чародинским районом на юге и Шамильским районом на западе. Расстояние до Махачкалы — 148 км, до ближайшей железнодорожной станции Буйнакск — 95 км.
Район занимает территорию площадью – 60952 га. Население района составляет 25754 человек, демонстрируя естественный прирост. Прогнозируется дальнейший рост численности населения до 26100 человек к 2014 году.
Рис. 1. Карта Гунибского районаСельское хозяйство
Традиционно, основу экономики района составляет сельскохозяйственное производство, где занята большая часть трудоспособного населения района. Сельским хозяйством в районе занимаются 18 сельскохозяйственных кооперативов, 1 муниципальное унитарное предприятие (МУП), около 158 крестьянско-фермерских хозяйств и более 2700 личных подсобных хозяйств (ЛПХ). В том числе крупные сельхозорганизации СХПК Агрофирма (АФ) «Согратль», СХК АФ «ЧОХ». Говоря о производстве сельскохозяйственной продукции, хотелось бы подчеркнуть, что основными продуктами сельскохозяйственного производства являются молоко, яйца и картофель. 
Увеличение производства молока и мяса является постоянным источником получения дохода района и дает возможность платить зарплату, рассчитываться за энергоресурсы и ГСМ, вкладывать деньги в развитие производства. 
Объем производства продукции сельского хозяйства за 2012 год по всем категориям сельхозпроизводителей составил около 1028 млн. руб., т. е. на 254 млн. руб., что больше показателя прошлого года (рост составил 132,8 %).
За 2012 год доля продукции сельского хозяйства района по сравнению с республиканским показателем составляет 
Таблица 1
Объем сельскохозяйственной продукции Гунибского района, 
млн. руб.
Показатель 2012 Доля в общем объеме РД, %
МО РД
Продукция с/х, млн. руб. 1028,0 64896,0 1,6
Продукция с/х в расчете на 1 жителя, тыс. руб. 39,84 22,1 Таблица 2.
Объем продукции растениеводства в 2012 годуПроизводство продукции сельского хозяйства Всего за 2012 год В том числе Сравнение 2012 года с 2011 годом
АФ КФХ ЛПХ всего за
2011 год изменение, в %
Зерновые,тонн 3183 1961 104 1118 4725 67
Картофель,тонн 5013 143 4893 4999 100,3
Овощи.тонн 1498 48 108 1341 1338 111,9
Плоды и ягоды,тонн 2714 83 100 2531 1640 165,5
Мясо в живом весе,тонн 3844 852 462 2530 3832 100,3
Молоко, тонн 30123 2544 2410 25169 29820 101
Шерсть( физич.весе), тонн 584 142 153 289 572 102Растениеводство
Объем продукции растениеводства в 2012 году составил 213 млн. руб., с динамикой роста по сравнению с прошлым годом на 19 %.
Таблица 3. 
Урожайность основных видов продукции растениеводства,(цент./га)
Наименование продукции 2011 2012
МО РД МО РД
Зерновые 23,6 21,8 25,0 19,5
Овощи 267,6 249,7 237,0 264,7
Плоды и ягоды 57,2 55,3 37,0 55,7Животноводство 
Объем продукции животноводства в 2012 году составил 815 млн. руб.- увеличение на 220 млн. руб. по сравнению с прошлым годом рост 137 %.
В целом по району за 2012 год произведено 3844 тонн мяса, что на 12 тонн больше показателя 2011 года, молока - 30123 тыс. тонн, на 303 тонны больше 2011года. Настриг шерсти за 2012 год составляет 584 тонны, что на 8 тонн больше 2011года.
Наличие сельскохозяйственных угодий (тыс. га) - 154,9 тыс. га их доля по категориям пастбища - 90%, сенокос-5%, пашня – 4%, сады – 1%. Доля орошаемых земель в общей площади сельхозугодий - 9,2% (было 17,8 в 2011 г.). Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий - 98%. 
Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций - 89%
Прибыль сельхозорганизаций составляет 10827 тыс. рублей.
Таблица 4.
Численность поголовья скота, голов
Поголовье Всего
за 2012г в том числе Сравнение всего скота с 2011 годом
АФ КФХ ЛПХ всего за 2011г изм. %
КРС 39485 6665 4859 27961 39837 99
В т.ч. коровы 21016 2635 3219 15162 21689 96,9
МРС 201488 50863 78197 72428 210441 95,7
Лошади 2220 384 355 1461 2265 98
овцематки 128757 31134 52829 44794 122877 104,8Набирает темпы фермерское движение, в настоящее время в районе насчитывается более 158 КФХ, в том числе 35 юридических лиц и более 123 предпринимателей. В КФХ численность КРС достигла 4859 голов или на 101 голов меньше, чем в 2011 г. МРС—78197 голов, что на 2959 голов больше, чем 2011 году.
Таблица 5
Численность скота в хозяйствах всех категорий Гунибского района
Наименование хозяйств Валовая продукция. млн. руб. Соотношение 2012 г. к 2011 г., в %
2011г 2012г
1 Сельхозпредприятия 118,3 155 131,0
2 КФХ 84.8 113 133,3
3 Личные подсобные хозяйства 568,5 760 133,7
ИТОГО 771,7 1028 133,2
Весомый вклад в общий успех внесли личные подсобные хозяйства. На их долю приходится около 58 % общего производства мяса, около 82 % молока и 47 % шерсти.
В отчетном периоде посевные площади составили в целом по району 5312 га, что на 931 га, что меньше по сравнению с прошлым годом (не используемая пашня составила в целом по району 20 %). Таблица 6. 
Продуктивность скота и птицы в хозяйствах всех категорийНаименование показателей Ед.изм. 2011 2012
МО РД МО РД
Средний удой от одной коровы кг 1242 1822 1455 1636
средний настриг шерсти кг 1,3 1,9 2,7 2,0
Выход приплода на 100 коров за год голов 85 67 85 62
Выход приплода на 100 овцематок голов 77 71 78 70
Яйценоскость шт. 144 165 220 227Основным фактором развития агропромышленного комплекса района в отчетный период являлось использование возможностей приоритетного национального проекта «Развитие АПК» В рамках данного проекта хозяйства, впервые смогли привлечь долгосрочные кредиты.
За 2012 г. сумма кредитов по району составляет около 56,4 млн., руб. в том числе ЛПХ более 41,4 млн. руб. и юридическим лицам около 15 млн. руб.
В целях улучшения жилищных условий и обеспечения жильем молодых специалистов и их семей в районе действует федеральная программа « Социальное развитие села до 2013 года». За 2012 г. на улучшение жилищных условий 45 сельским семьям выделено более 18 млн. руб., в 2011 г -9,9 млн. руб. (23 семей).
В 2012 году все категории хозяйств получили поддержку от государства на сумму более 90 млн. рублей. Агрофирмы района получили государственную поддержку в сумме около 57 млн. руб., в том числе дотация на поддержку животноводства 28,8 млн. руб., на племенное дело -15,9 млн. руб., на молочное оборудование 9,8 млн. руб., на овцематки 3,1 млн. руб., на субсидирование процентных ставок кредитных ресурсов- 1,8 млн. рублей, на приобретение элитных семян –2,1 млн. руб., на проведение работ по защите растений- 0,5 млн. руб. , на поддержку рыбоводства – 1,6 млн. руб., на мелиоративные мероприятия – 20,2 млн. руб., на поддержку овцеводства- 3,2 млн. руб., на приобретение сельхоз техники-2,4 млн. руб.
В 2012 году государственная поддержка сельхозпроизводителям увеличилась до 90 млн. рублей. Основная доля поддержки приходится на животноводство (44 млн. рублей) и растениеводство (28 млн. рублей).
Основные проблемы и негативные факторы, сдерживающие сельскохозяйственное производство: цены реализуемой сельскохозяйственной продукции ниже себестоимости; использование морально устаревшего оборудования; высокие цены на запчасти и ГСМ; нехватка молодых специалистов и рабочих; недостаток собственных средств организаций, сдерживающее внедрение новых технологий в совокупности; необходимость расширения рынков сбыта продукции; рост цен на энергоносители и транспортировку сырья. 
Необходимо также отметить, что одним из сдерживающих факторов развития АПК района является несоответствие организационно-правовой базы деятельности СПК Гунибского района, с которыми Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан заключены договора аренды земель отгонного животноводства. Учитывая, что эти СПК района являются правопреемниками колхозов и совхозов Гунибского района необходимо в 2013 году привести деятельность этих организаций в соответствие с законом «О сельскохозяйственной кооперации» и другими нормативно-правовыми актами РФ и РД (уставы, членство, паи). 
Приоритетными направлениями деятельности на 2013 и 2014 годы являются 
- проведение кампаний, направленных на рекламу продукции, производимой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности;
- активное участие в региональных и международных выставках, ярмарках и программах;
- повышение финансовой устойчивости предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и сельхозтоваропроизводителей за счет мер государственной поддержки; 
- расширение их доступа к кредитным ресурсам;
- приобретение новой техники по кредитам и по лизингу;
- приобретение техники и оборудования для молочного скотоводства и создание СПОКов.Промышленное производство
Отметим, что крупные промышленные предприятия в районе отсутствуют.
Объем производства промышленной продукции в 2012 г. без учета производства электроэнергии составляет 43,4 млн. руб. (42,3 млн. руб. в 2011 году).
Лидирующей остается позиция обрабатывающих производств (41,1 млн. рублей). 
По видам экономической деятельности в промышленности можно выделить:
- производство пищевых продуктов;
- производство пластиковых изделий (окон, дверей); 
- производство мебели; 
- выпечка хлеба;
- прочие производства. 
Численность, занятых в промышленном производстве, составляет 107 человек. Функционирует более 10 мини-пекарен. 
Основными проблемами развития промышленности в районе являются отсутствие транспортных магистралей; отсутствие материально-сырьевых ресурсов и природных месторождений по добыче полезных ископаемых, по добыче строительных материалов, а если таковые и имеются, то их труднодоступность и неэффективность их добычи и переработки. 
Приоритетными направлениями промышленного производства являются открытие филиалов по производству колбасных изделий; строительство пунктов по забою скота и переработки мясопродуктов; техническое перевооружение и ввод новых производств потребкооперации в результате наладки линии производства и розлива безалкогольных напитков; строительство миницеха по переработке молока; наладки процесса производства строительной продукции; строительство цеха по изготовлению домашней утвари. 
Разработка карьеров по добыче бутового и пиленого камня также является перспективным направлением развития промышленности, т.к. на сегодняшний день пользуется большим спросом во многих городах России.Транспорт
Общая протяженность автомобильных дорог района составляет 186,2 км. Из них дорог федерального значения нет, республиканского значения – 56,9 км и дороги местного значения – 129,3 км. 
В 2012 году на асфальтирование трех км автодороги Махачкала-Буйнакск-Леваши - В.Гуниб на участке км 143-км 146 выделено и освоено 13,5 млн. руб. Завершено строительство подпорной стены на 148 км автодороги Махачкала-Буйнакск-Леваши-В.Гуниб, которое было начато в 2009 году, а также произведена очистка оползня на участке 27 км автодороги Гуниб-Кумух (около с. Шангода), которое было начато еще в 2010 году. 
В 2012 году ОАО «Гунибское ДЭП №11» на содержание автодорог освоено всего – 7,5 млн. руб. 
В целом, автодороги в районе находятся в неудовлетворительном состоянии. Необходимо изыскать возможность в проведении работ по улучшению состояния дорог. В свою очередь, вопросы обеспечения грузовых и пассажирских автоперевозок практически разрешены. 
Регулярно курсируют маршрутки с пассажирами в столицу республики Махачкала и обратно. Проблемы с грузоперевозками отсутствуют. Грузооборот (по всем видам транспорта) составляет 4100,7 тыс.т/км., а пассажирооборот составляет 14550 тыс.пасс. км. Показатели стабильны. 
Приоритетными направлениями являются строительство и реконструкция автомобильной дороги Махачкала-Буйнакск-Леваши-В.Гуниб 30 км., строительство внутрихозяйственных дорог, защитная стена в с. Гуниб на автодороге Махачкала - В. Гуниб - реализация проекта обеспечит защиту жилых зданий и автодороги от экзогенных процессов (обвала горных пород). В 2013 году предусмотрено асфальтирование 3 км (до красного моста) 133 км и 136 км. дороги Махачкала-Буйнакск-Леваши-В.ГунибМалое предпринимательство 
Необходимо отметить, что малое предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики района и играет существенную роль в социальной жизни населения. В настоящее время в районе зарегистрировано 194 малых и средних предприятия, а также 464 индивидуальных предпринимателей. Основные направления развития малого предпринимательства - это услуги торговли, общественного питания, транспорта, строительство и сельское хозяйство. Всего в малом бизнесе занято 1759 человек. Существенным образом усложнило экономическое состояние самозанятости людей увеличение ставки страховых взносов для предпринимателей до 35 тыс. рублей в год. 
В 2012 году субъектами малого предпринимательства произведено продукции и услуг на 743948 тыс. руб., что на 81972 тыс. руб. больше, чем в 2011 году (661976 тыс. рублей). В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в МО «Гунибский район» создан Совет предпринимателей при главе администрации района, а также разработана и утверждена муниципальная программа по поддержке и развитию малого предпринимательства до 2015 года. Основными задачами указанной программы являются: создание условий для интенсивного развития малого предпринимательства в районе, устранение административных барьеров, препятствующих их развитию. 
В администрации района ежеквартально проводятся заседания межведомственной комиссии, где обсуждаются результаты рейдов рабочих групп. Совместной проверкой с налоговой инспекцией выявлены физические лица, осуществляющие незаконную предпринимательскую деятельность. Проблемными вопросами в развитии малого и среднего бизнеса являются вопросы недостаточной финансовой поддержки со стороны государства, краткосрочность банковского кредитования. 
Приоритетными направлениями деятельности на 2013-2014 годы является реализация инвестиционных проектов по развитию животноводства, строительство в районе объектов туризма и спорта, оздоровительных комплексов, пионерского лагеря, а также объектов инфраструктуры. В целях создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства на территории Гунибского района, системы кредитования субъектов малого предпринимательства, финансирования проектов малого предпринимательства на возвратной основе в форме микрозаймов, администрация МО «Гунибский район» планирует создать муниципальное автономное учреждение «Фонд микрофинансирования субъектов малого предпринимательства». Инвестиции 
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 999742 тыс. руб. Индекс объема инвестиций в основной капитал к предыдущему году составляет 218,4%. Объем инвестиций на душу населения составляет 38749,7 тыс. рублей. По источникам финансирования объем инвестиций состоит из бюджетных средств – 648718 тыс. руб. и иных источников - 351024 тыс. руб. За счет средств местного бюджета приобретена оргтехника, учебно-наглядные пособия, ученическая мебель и другое оборудование служебный автотранспорт (1 ед. – 580,0 тыс. руб.), на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено 1,2 млн. руб., более 7,0 млн. руб. выделено на ремонтно-восстановительные работы многоквартирного дома в с. Гуниб по ул. Шамиля. Практически завершены работы по строительству спортзала в с. Шулани, детского сада с. Тлогоб, ФАП с. Гонода.
Одним из источников устойчивого экономического роста в муниципальном образовании является увеличение инвестиций в основной капитал. В рамках реализации инвестиционной республиканской программы в 2012 году сданы в эксплуатацию школа в кутане №8 Согратлинский на 200 ученических мест, площадью – 2528,4кв.м., общей стоимостью 60,7 млн. руб.; школа в сел. Кудали на 160 уч. мест, общей стоимостью-45,0 млн. руб., водопровод в сел. Унты-6,13 км. Стоимость проекта 19,4 млн. руб., в том числе ПИР, ФАП в местности Герменчик на землях отгонного животноводства СПК «А. Даниялова».
В 2012 году профинансированы объекты, такие как центральная больница в с. Гуниб -35,0 млн. руб., водоснабжение в с. Согратль 12,0 млн. руб., водоснабжение в с. Гуниб 4,0 млн.руб., с. Корода, берегоукрепительные работы на р. Аварское Койсу в местности завод – 14,7 млн. руб., а также газификация кут.№8 СХК «Согратль» в Кумторкалинской районе – 7,5 км и газификация кутана Согратль в Кумторкалинском районе 24,6 км., строительство пожарной части в с. Чох-Коммуна на 4 машин-выезда. В рамках реализации муниципальной целевой программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в МО «Гунибский район» на 2012 г. ведется строительство 16-ти квартирного дома, общей площадью 1033,5 кв.м. Общий объем финансирования составит 23977,2 тыс. руб. в с. Гуниб. 
В 2012 году предоставлены межбюджетные трансферты на компенсационные выплаты по возмещению убытков сельхозпроизводства МО «Сельсовет Кородинский» в объеме 20,0 млн. руб.
Правительственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа №6 от 2 октября 2012 года в в районе предусмотрено строительство социальных объектов: строительство детского сада на 150 мест в с. Гуниб, детского сада на 75 мест с. Шулани, детского сада на 95 мест в с. Согратль, детского сада на 40 мест с. Агада, детского сада на 40 мест на кутане Уллубиевка Кумторкалинской ЗОЖ, детский сад на 30 мест на кутане Хамайтли Кумторкалинской ЗОЖ, детский сад на 40 мест на кутане Ново-Бухты Кизлярской ЗОЖ, детский сад на 40 мест на кутане Сафарали Кумторкалинской ЗОЖ, школа на 200 ученических мест в с. Хоточ, на 160 уч. мест с. Шулани, на 160 уч. мест с. Тлогоб, на 100 уч.мест с. Кегер, а также на кутанах Сафарали, Уллубиевка и Хамайтли.Финансы
Доходы местного бюджета всего 323519,8 тыс. руб., в том числе финансовая помощь из республиканского бюджета 297492,6 тыс. руб. Финансовая обеспеченность муниципального образования на одного человека составляет 26,1 тыс. рублей. Удельный вес собственных доходов в общем объеме доходов – 8%. Объем налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет составляет 26049,7 тыс. рублей.
По итогам 2012 года исполнение плановых назначений по собственным доходам составляет 111%, против прошлого 97,6% Перевыполнен план по видам налогов: НДФЛ, единый сельскохозяйственный налог, госпошлина, ЕНВД, и другие неналоговые доходы. 
НДФЛ – 112% Налог на имущество физ. лиц. – 93%
ЕНВД – 109% Земельный налог 86%
ЕСН – 125% Неналоговые доходы – 111,3% 
Постоянно проводится работа по уточнению налоговой базы, администрация района совместно с налоговыми органами проводит работу по выявлению субъектов, осуществляющих свою деятельность без постановки на налоговый учет, проводит разъяснительную и другую работу по неплательщикам. Предложение по увеличению поступления собственных доходов и расширению налогооблагаемой базы: принять меры по полному охвату налогоплательщиков, повысить требовательность к местным администрациям по полному охвату и уплате налогов и сборов.
Бюджет 2012 года, как и в предыдущие годы, был социально ориентированным. В структуре расходов наибольший удельный вес составляет расходы на социально-культурную сферу в т.ч.:
Образование (243,3 млн. руб.) – 68%
Физическая культура и спорт (0,9 млн. руб.) – 0,003%
Культура (14,1млн. руб.) – 3,9%
Средства массовой информации (1,9 млн. руб.) – 0,5%
Социальная политика (5,6 млн. руб.) – 1,6%
ЖКХ (31,8 млн. руб.) – 8,8%
Расходы на содержание работников органов местного самоуправления составили 50,6 млн. руб. или 14% от общих расходов местного бюджета. Расходы на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя района составляет 1674,5 руб. Активно проводилась работа по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, которая осуществляется в соответствии с Федеральным Законом №94-ФЗ. Доходы от использования муниципального имущества составили – 135,6 тыс. руб., а также доходы на оказание платных услуг – 208,0 тыс. руб.Обеспеченность жильем и ввод жилья (ЖКХ)
В настоящее время вопросы обеспечения населения района жилищно-коммунальными услугами в основном решаются МУП «ОСКХ». Анализируя показатели ЖКХ 2012 г необходимо отметить, что затраты местного бюджета на развитие жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство за 2012 год составляют 31,8 млн. руб., (в 2011 г. – 8,6 млн. руб.). 
Однако главам администраций поселений необходимо уделять внимание реализации всех программ в жилищно-коммунальной сфере, выделение финансовых средств из федерального и республиканского бюджетов увязывается с ходом работ реформированию ЖКХ. В 2012 году проделана большая работа по инвентаризации объектов ЖКХ, а также предстоит по регистрации прав на собственность в установленном порядке. Нужно также активизировать разъяснительную работу в поселениях по всей проблематике: в том числе особо обратить внимание и на регистрацию прав собственности граждан на жилые дома и другие объекты недвижимости. 
По состоянию на 1 января 2013 года весь жилищный фонд МО «Гунибский район» составил 452,0 тыс. кв. м. (на 01.01.2012 г. – 439,0 тыс. кв.м.), в том числе жилищный фонд в многоквартирных домах 15,2 тыс.кв. м., большинство из которых находятся в райцентре т. е. в с. Гуниб (по данным стат. отчета 1-жилфонд), в том числе введено в эксплуатацию в 2012 г. 14,7 тыс. кв. м. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя составляет 17,7 кв.м. 
Основные проблемы - отсутствие собственных строительных материалов в районе, а если и имеются, то его труднодоступность. Перевозка из городов республики, большие транспортные расходы на перевозку стройматериалов из-за дороговизны ГСМ. Приоритетные направления деятельности: обеспечение квартирами молодых специалистов на селе. 
В районе около 170 км водопроводных сетей, в т. ч. с изношенностью до 30% - 34 км; до 70% - 77 км и в ветхом состоянии - 59 км. Более 4 км канализационных сетей из них 1,5 км нуждающихся в замене. 
Расходы по обслуживанию инженерной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг потребителям МУП «ОСКХ» покрывали за счет средств, полученных за выполнение подрядных ремонтно-строительных работ и за счет сбора средств от потребителей коммунальных услуг. Обеспеченность населения сел. Гуниб жилищно-коммунальными услугами не соответствует общепринятым требованиям, качество оказываемых услуг низкое, износ инженерных сетей достаточно высок и достигает на отдельных участках 80-90%. Оснащение зданий (в том числе бюджетных учреждений), многоквартирных и индивидуальных жилых домов приборами учета потребляемых энергоносителей и воды так и не произведено. Финансирование работ по установке общедомовых приборов учета электроэнергии и воды за счет муниципальных средств не произведено.
Решение накопившихся проблем предприятия только за счет бюджетного финансирования невозможно. Необходимо производить формирование, размещение и исполнение муниципального заказа на коммунальные услуги в установленном порядке, обеспечить реальный переход от бюджетной поддержки предприятия к оплате коммунальных услуг потребителями в полном объеме. Чтобы избежать споры об объемах предоставляемых услуг, следует в первоочередном порядке реализовать программные мероприятия в части установки приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг. В сложившейся ситуации необходимо для оказания коммунальных услуг на равноправной конкурсной основе привлечь предпринимателей или частные организации. Без последнего практически невозможно налаживание эффективных договорных отношений со всеми потребителями коммунальных услуг с указанием взаимной ответственности, как за качество предоставляемых услуг, так и их своевременную оплату.Потребительский рынок
В связи с истечением срока разрешения на право организации розничного рынка и учитывая периодичность работы универсального рынка в с. Гуниб постановлением Главы администрации МО «Гунибский район» №10 от 27 января 2009 г. «Об организации деятельности ярмарки в райцентре сел. Гуниб» розничный рынок преобразован в ярмарку.
Анализируя состояние потребительского рынка, необходимо отметить, что потребительский рынок МО «Гунибский район» продолжает стабильно развиваться. На территории работает более 135 объектов розничной торговой сети, с общей площадью 2,3 тыс. кв. м. (с учетом количества и площади объектов РайПо). Обеспеченность торговыми площадями составляет 82,2 кв.м на 1000 жителей района. В предприятиях розничной торговли работает более 270 человек. Оборот розничной торговли составляет 567,5 млн. руб., что больше 2011 года на 74,4 млн. руб. Товарооборот на душу населения составляет 22 тыс. руб. Объем платных услуг, оказанных населению района через все каналы реализации составил 210,5 млн. руб., что больше 2011 года на 6,8 млн. рублей. 
Приоритетные направления деятельности на 2013-2014 годы является открытие в районе мастерских по ремонту бытовой техники, мобильных телефонов, станции по ремонту автомобилей и их окраске, что даст дополнительное количество минимум 50 рабочих мест. Привлечение инвестиций
Основная задача местных органов власти в реализации политики привлечения инвестиций состоит в создании благоприятного инвестиционного климата, способствующего развитию существующих фирм и привлечению новых инвесторов. В первую очередь источниками инвестиционных средств должны стать фирмы уже функционирующие на территории, а также мелкий и средний бизнес прилегающих территорий. Зачастую успешность инвестиционного развития зависит от информационной осведомленности потенциальных инвесторов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности администрацией МО «Гунибский район» утвержден План первоочередных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности в МО «Гунибский район»:
- разработан проект инвестиционного паспорта района;
- Решением Районного Собрания утверждено Положение «Об общих принципах организации муниципально-частного партнерства в Гунибском районе»;
- составлен реестр инвестиционных проектов района.
Район также обладает значительным потенциалом развития туризма и рекреации. Район пользуется туристическим спросом у населения не только республики, но и других субъектов Российской Федерации. Общее количество рекреантов в 2012 году составило 4810 человек, туристов – 1260 человек.
Утвержденной республиканской целевой программой «Развитие туристско-рекреационного комплекса в РД на 2013-2017 годы» в Гунибском районе предусмотрено:
-реконструкция и модернизация туристской базы «Орлиное гнездо», общий объем финансирования 145,0 млн. руб.;
- создание историко-культурного туристского комплекса «Карадахское укрепление» на базе крепостных укреплений периода Кавказской войны, объем финансирования – 51,0 млн. руб.;
- организация смотровой площадки в с. Гуниб.
Более 20 инвестиционных проектов представлены в Министерство экономики для включения в проект программы «Социально-экономическое развитие горных территорий Респулики Дагестан на 2013-2017 годы», которые предусматривают строительство объектов туризма, спорта, энергетики и объектов дальнейшего развития животноводства и переработки продуктов животноводства (Приложение). 
В данное время начаты работы по строительству спортивно-оздоровительного комплекса в с. Наказух, вложены собственные средства инвестора более 15,0 млн. рублей. 
В 2013 году планируются значительные работы с привлечением инвесторов на реконструкцию туристической базы «Орлиное гнездо» в с. Гуниб, где вновь созданные рабочие места составляют более 50 человек.
Имея благоприятную экологическую среду, природно – климатические и ландшафтные условия, а также 300-310 солнечных дней в году, считаем целесообразным строительство солнечной электростанции. 
Примечание: 20 июня 2011 г. №10-06 совещание у Председателя Правительства РД Абдулаева М.И. строительство солнечной электростанции на территории Гунибского района рассматривалось как приоритетное.
Образование
В Гунибском районе функционирует 50 муниципальных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, 19 дошкольных образовательных учреждений, 32 общеобразовательные школы, среди них 1 гимназия, 27 средние школы, 1 основная и 3 начальные школы. 29 образовательных учреждений имеют доступ локальных сетей учебного назначения к Интернету по высокоскоростным каналам.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на образование 243323, в том числе расходы на увеличение стоимости основных средств тыс. рублей – составляет 3521, тыс. руб. Исполнение бюджета составило 93,6%.
Из 50 общеобразовательных учреждений 9 находятся в аварийном состоянии и 10 - требуют капитального ремонта. 
Совокупная мощность всех общеобразовательных школ района (мест)-2624; обеспеченность учебными местами на 1000 детей - 993.
Количество ученических мест, необходимых в соответствии с действующими нормативами (мест) – 150 мест.
Количество мест в дошкольных учреждениях, необходимых в соответствии с действующими нормативами (мест)-61 место.
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях – 2624 человек.
Доля учащихся общеобразовательных учреждений района занимающихся в первую смену (%) – 99,4%.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников учреждений образования составляет 10600 рублей.
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене - 98,2%.
Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях, в том числе на одного учителя– 8 человек.
Число дошкольных образовательных учреждений (единиц) – 19 единиц.
Мощность действующих дошкольных учреждений (мест) -700 человек.
Большое внимание уделяется организации горячего питания в школах. Всем школам оказана возможная помощь в материальном обеспечении для организации горячего питания. 
В настоящее время под опекой /попечительством/ находится 43 ребенка. Вместе с тем определенная работа в районе проведена и по реализации права детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилым помещением. Обеспечение жилыми помещениями детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществлялось в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Основные проблемы в сфере образования - это низкий уровень оплаты труда учителей, отсутствие мотивации, большое количество школ, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточная обеспеченность высококвалифицированным кадровым потенциалом.
Приоритетными направлениями деятельности в сфере образования на 2013-2014 годы являются:
 объявить 2013 и 2014 годы – годом воспитательной работы в школах и дошкольных учреждениях района; 
 продолжить работу по изучению состояния (мониторинг) учебно-воспитательного процесса в школах района. Охватить комплексными проверками с последующим оказанием методической помощи все школы района (на сегодняшний день изучено состояние работы 8 школ района);
 следующий этап - контрольная проверка по исправлению указанных недочетов и упущений в работе, с последующей аттестацией руководителей на соответствие занимаемой должности;
 в течение года провести аккредитацию 15 школ района;
 на базе Гунибской СОШ, Согратлинской гимназии, Кегерской СОШ, Нижне-Кегерской СОШ, Бухтынской СОШ, Хиндахской СОШ, Кудалинской СОШ открыть: центры миротворчества и толерантности, диалоговые площадки со старшеклассниками;
 в полном объеме использовать возможности информационно-комуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Для этого открыть центры по проектной деятельности в следующих школах района: Кегерская СОШ, Чох-Коммунской СОШ, Агадинской СОШ, Гунибской СОШ, Согратлинской гимназии, Хиндахской СОШ, Тлогобской СОШ, Нижне-Кегерской СОШ;
 создать «Единый центр развития детей и юношества» с приоритетным направлением: одаренные дети района;
 запустить в школах района программу «Школа без агрессии и стресса» («уроки жизни»). Направить на обучение и подготовить тренерский состав; 
 проводить систематически работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей района, силами методической службы УО, с использованием опыта работы лучших учителей района;
 издательская деятельность. Подготовить и выпустить для учителей района книги: «Индивидуальный (личностно-ориентированный) поход к ребенку», «опыт работы лучших учителей района русского языка и литературы»;
 обратить особое внимание совместно с духовным управлением на работу по формированию духовно-нравственного облика подрастающего поколения. Для чего разработать программу совместной деятельности с привлечением силовых структур района и родительских комитетов. Организовать встречи, беседы, диспуты во всех школах района;
 одним из приоритетных направлений работы – укрепления физического здоровья детей, для чего необходимо открыть дополнительно в школах района 10-12 спортивных кружков. Здравоохранение 
С учётом поставленных задач в районе сложилась структура здравоохранения, которая включает 1 центральную районную больницу (стационар и поликлиника), 5 участковых больниц, 5 амбулаторий и 32 ФАПа, в том числе 11 ФАПов и 1 амбулаторий расположены в прикутанных хозяйствах. 
Отрегулированы вопросы организации медицинского обслуживания по участковому принципу с учётом критериев территориальной доступности доврачебной и врачебной помощи. Коечный фонд остаётся неизменным и составляет 180 коек, число коек на 10000 чел. населения – 70,4 шт. Обеспеченность врачами на 10 тыс. чел. составляет 19,6 врачей, среднего медицинского персонала 73,9 врача.
Основные проблемы в сфере здравоохранения остаются прежними: неукомплектованными остаются должности врача уролога, УЗИ, фтизиатра, неонатолога, невропотолога, травматолога – что существенно влияет на качество оказания специализированной помощи. На 01.01.2013 года имеют сертификат специалиста 43 (86,4%) врачей. По прежнему сохраняется проблема по подготовке и переподготовке среднего медицинского персонала. В отчетном году прошли усовершенствование только 21 (11,1%) среди медицинских работников. В ЦРБ Гунибского района отмечаются серьезные дефекты в организации акушерско-гинекологической помощи населению. В последние годы отмечается неуклонный рост онкологической заболеваемости жителей района и т.д.
Приоритетные направления деятельности на 2013-2014 годы: продолжить модернизацию учреждений здравоохранений, провести всеобщую диспансеризацию всего взрослого населения района, создать условия для молодых специалистов, завершить строительство нового корпуса больницы, активизировать работу по санитарной пропаганде населения по вопросам профилактики наркомании, ВИЧ инфекции, заболеваний передающихся половым путем. 
В государственном бюджетном учреждении РД республиканский детский санаторий «Гуниб» планировать на 2013 год строительство корпуса гостиничного типа для матерей с детьми до семи лет на 80 мест.Труд и занятость
Уровень безработицы в 2011 году составлял 3,2%, в 2012 году он составил 2,8%. Численность экономически активного населения составляет 9448 чел. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, всего 296 чел. В целях улучшения положения в сфере занятости населения и сокращения безработицы принимаются меры по созданию новых рабочих мест путем самозанятости, содействия малому бизнесу и предпринимательству. Будет продолжена программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда за счет увеличения поголовья скота в общественном секторе, увеличения посевных площадей, закладки новых садов, а также начала строительства объектов и социальной инфраструктуры и строительства жилого фонда будут созданы новые рабочие места. 
Новые рабочие места предусматриваются и на строительных объектах, которые предусматриваются в адресной инвестиционной программе на 2013 год и последующие годы. Таким образом, намечается дополнительно трудоустроить не менее 400 человек. Число вновь созданных рабочих мест за 2012 год составил 387 человек. Уровень жизни населения 
Важной характеристикой успешной деятельности предприятий и повышения уровня жизни населения является рост заработной платы. Таблица 7
Среднемесячная начисленная заработная плата в муниципальных учреждениях районаНаименование показателя Ед. изм. 2011 г. 2012 г.
муниципальных учреждений образования руб. 8513 10600
учреждений здравоохранения руб. 10632 12100
муниципальных учреждений культуры руб. 5090 5791По данным Дагестанстата среднемесячная начисленная заработная плата крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций составила около 11,1 тыс. руб. повышение составило на 8 % (в 2011 г. – 10,2 тыс. руб.). Данный рост обусловлен реализацией мероприятий по легализации заработной платы и ростом заработной платы в бюджетной сфере. 
За последние три года наблюдается тенденция увеличения доходов на душу населения. За истекший год среднемесячный доход, полученный расчетным путем, на душу населения составил 6412 руб. (в 2011 г. - 4994 руб.).
В тоже время хотелось бы отметить, что в общей сумме доходов населения около 40% занимают выплаты социального характера (пенсии, пособия, разные льготы и т.д.).Физкультура и спорт.
Спортивно-массовая работа в районе организована через Управление физической культуры и спорта и по делам молодежи и туризму. Кроме того, в районе работают 2 спортивные школы, в том числе одна школа муниципальная, где занимаются более 1740 чел. При этом необходимо отметить, что уровень фактической обеспеченности спортивными залами и открытыми спортивными сооружениями в районе составляет 51,5% и 17,6% соответственно. Норматив обеспеченности спортивными залами и плоскостными спортивными сооружениями (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р) составляет 3500 кв.м. и 19494 кв.м. на 10 тыс. чел. соответственно. Из этого можно делать вывод, что проводимая нами работа по принципу каждому селу по спортивному залу недостаточно, необходимо найти средства и силы для строительства спортивных сооружений даже в малочисленных населенных пунктах. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на физическую культуру и спорт составляет 943,8 тыс. рублей. Исполнение бюджета составил 95%.
Количество спортивных сооружений в районе составляет 70 спортивных сооружений.
Учащиеся, молодежь и ветераны спорта Гунибского района принимают участие практически во всех первенствах и чемпионатах республики по видам спорта, развивающимся в районе, а также практически во всех комплексных мероприятиях зонального и республиканского уровня. При этом в нескольких видах спорта гунибцы являются лидерами республиканских первенств и чемпионатов. Это такие виды, как волейбол, легкая атлетика, пулевая стрельба, спортивный туризм, каратэ и другие. 
В районе проведены более 100 мероприятий районного, зонального и республиканского масштаба по различным видам спорта.
Результатом систематической и планомерной работы по пропаганде здорового образа, физической культуры и спорта является то, что с 2005 года район занимает лидирующие места среди районов в республиканском смотре-конкурсе на лучшую постановку работы в области физкультурно-спортивной работы. 
Приоритетные направления деятельности на 2013-2014 годы. В настоящее время администрацией муниципального района проводится целенаправленная работа по строительству и капитальному ремонту спортивных залов и площадок. В рамках реализации Подпрограммы «Развитие футбола в РФ 2008-2015 годы» предусматривается строительство мини-футбольного поля с искусственным покрытием в населенном пункте Гуниб, также планируется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Хиндах.Культура. 
Сеть муниципальных учреждений культуры представлена 26 библиотеками, 27 культурно-досуговыми учреждениями, 3 музеями. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на культуру составил 14059,0 тыс. рублей, в т.ч. на увеличение стоимости основных средств 266,0 тыс.руб.
При довольно высоком уровне фактической обеспеченности учреждениями культуры в районе (клубами и учреждениями клубного типа – 100 %, библиотеками – 67%), всего проведенных мероприятий более 300.
Основные проблемы в сфере культуры - это недостаточное финансирование учреждений культуры, низкая заработная плата работников, слабая оснащённость музыкальными инструментами и инвентарём, сценическими костюмами, ветхое и аварийное состояние зданий сельских домов культуры и библиотек.
Приоритетные направления деятельности на 2013 и 2014 годы: создание условий для развития культуры, отдыха и досуга населения, особенно досуга молодёжи.СМИ
Функции по информационному обеспечению населения обо всех аспектах политического, социально-экономического и культурного развития района возложены на муниципальное автономное учреждение «Редакция районной газеты «Гуниб», которое занимается выпуском еженедельной районной газеты «Гуниб». В этих же целях в прошлом году при автономном учреждении создан и отдел местного телевидения «Гуниб», официально зарегистрированный в Управлении Роскомнадзора РД. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на выполнение муниципального задания СМИ составил 1800,0 тыс. рублей. 
Основные проблемы в сфере СМИ – недостаток финансов, низкая заработная плата неруководящего состава работников редакции, отсутствие современной цифровой видеоаппаратуры, типографии.
Автономному учреждению «Редакция районной газеты Гуниб» необходимо повысить тираж газеты, изыскать возможности для увеличения доходной части бюджета, больше внимания уделить вопросам развития общественного хозяйства, увеличить формат газеты. 
При этом официальные документы публиковать на информационных бюллетенях, с последующим размещением на сайте района.Правонарушения
В истекшем году зарегистрировано 66 преступлений против 55 преступлений в 2011 г., из них раскрыто 59, процент раскрываемости составляет 93,7%. Структура преступности такова: тяжких и особо тяжких – 10 преступлений, из них раскрыто 8, процент раскрываемости составляет 88,9%, преступлений общеуголовной направленности 49, раскрыто 45, по линии криминальной милиции 19 преступлений, из них раскрыто 16 или 84,2%; по линии общественной безопасности 31 преступлений, из них раскрыто 29 преступлений или 96,7% и по линии экономической направленности 17 преступлений, из них 14 раскрыто. В целях обеспечения общественной безопасности жителей и гостей на территории Гунибского района, и создания обстановки толерантности и спокойствия в населенных пунктах, профилактики и предупреждения возникновения экстремистских ситуаций и антиобщественных проявлений, представляющих опасность для жизни, здоровья граждан, администрацией МО «Гунибский район» разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Безопасный район» на 2013-2014 годы, где предусмотрена установка системы видеонаблюдения в муниципальных образовательных учреждениях, установка системы видеонаблюдения административных зданий МО «Гунибский район», установка системы видеонаблюдения муниципальных учреждений культуры, обеспечить муниципальные общеобразовательные учреждения тревожными кнопками и средствами экстренной связи. Всего по Программе предусмотрено выделить более 4,0 млн. руб. из местного бюджета.Резюме:
Деятельность администрации МО «Гунибский район» в дальнейшем будет направлена на решение задач, определенных основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.
Для этого разработан проект программы социально-экономического развития муниципального образования «Гунибский район» на 2013-2017 годы, разработана схема территориального планирования Гунибского муниципального образования и другие нормативно-правовые акты. Основными целями и задачами данных Программ являются создание условий для устойчивого развития территорий, развитие приоритетных направлений производственного комплекса, сохранение и развитие человеческого потенциала, повышение безопасности и качества жизни населения.
Выполнение Программы социально-экономического развития Гунибского района обеспечит создание основы для реализации основных направлений социально-экономического развития района и достижение следующих результатов:
В социально-экономической сфере:
-реализация экономического потенциала муниципального района, дальнейшее развитие его позиций в экономике республики;
-повышение инвестиционной привлекательности муниципального района (приоритетность отраслей и производств, привлекающих инвестиции в районе);
-целевое привлечение инвестиций;
-развитие инфраструктуры, поддерживающей экономический рост;-участие Гунибского муниципального образования в федеральных и республиканских целевых программах;
-привлечение к решению муниципальных задач предприятий и организаций различных форм собственности;
-повышение уровня жизни населения.
В финансово-бюджетной сфере:
-наращивание собственной доходной базы района и сельских поселений:
- оптимизация расходов бюджетной сферы;
- оптимизация расходов местных бюджетов сельских поселений;
-повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
-разграничение полномочий по расходам и доходам между бюджетами района и сельских поселений.
В политической сфере:
-повышение эффективности взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления на основе разграничения полномочий;
-повышение открытости в деятельности органов местного самоуправления, обеспечение прозрачности процесса принятия решений на местном уровне и результатов исполнения решений;
-привлечение населения к решению вопросов местного значения, управлению муниципальным районом и поселениями.В районе есть все потенциальные возможности, для стабильного развития. Задача всех уровней власти заключается в том, чтобы направить совместные усилия на решение проблем и максимального использования потенциала района для обеспечения стабильного развития.

 Глава Администрации 
МО «Гунибский район»                                                                                  П. Магомедов